К вопросу о конкурентоспособности (обзор). |
Главная страница. |
В последнее время Российская экономика переживает сложный период становления, промышленные предприятия проходят трудный эволюционный путь перехода от командно – административной к рыночной системе. Рост, развитие и повышение конкурентоспособности – эти вопросы волнуют сегодня каждого руководителя.
В наших условиях чаще всего управляемость предприятий отстает от темпов их развития, а увеличение доли рынка тормозится неэффективными производственными процессами, что приводит к серьезным проблемам. Каждый руководитель предприятий выбирает свой путь, но существуют общие тенденции и законы промышленного роста и повышения конкурентоспособности. Чаще всего они заключаются в необходимости установления и поддерживания баланса между различными его составляющими: развитием организационной структуры и систем управления, обновлением оборудования, ведением научно-технологических разработок новых видов продукции, увеличением объемов выручки, наращиванием рыночной доли и ускорением темпов развития общества, усилением мотивации работников и повышении их квалификационного уровня. Другими словами рекомендуется проявлять инновационную активность, для обеспечения роста производства и конкурентоспособности. Для начала разберем, что же представляет собой конкуренция и конкурентоспособность. Конкуренция один из самых главных двигателей рыночной экономики. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новой конкурентоспособной инфраструктуры для реализации продукции, работ и услуг. Конкурентоспособность же, в отличии от конкуренции понятие более сложное, синтетическое, его составляющими являются множеств групп факторов, влияющих на состояние и развитие производственной системы к ним можно отнести: технологии системы организации и управления предприятия; технологии основного и вспомогательного производства объекта управления; характер экономического и политического влияния внешней среды на производственную систему; уровень технической и экономической подготовки персонала; уровень развития науки и техники в конкретной и в смежных видах деятельности общества; насыщенность интересов в каждом конкретном виде деятельности; экономический потенциал, привлекаемый и используемый на предприятии. Чаще всего в литературе предлагается следующая трактовка конкурентоспособности – как многоплановой экономической категории, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, производителей, отраслей, стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь конкурентоспособность страны и отдельных отраслей в конечном итоге зависят от конкурентоспособности конкретных производителей. Сущностью конкурентоспособности является совокупность организационно-управленческого, аналитического, финансового, трудового и научно-производственного потенциала предприятия, способного создавать, производить и реализовывать конечную продукцию. По структуре и содержанию конкурентоспособность предприятий можно представить как взаимообусловленное единство трех составляющих: 1. конкурентоспособность управленческих решений, организационный, ресурсный и интеллектуальный потенциал – (инновационный менеджмент); 2. наличие разработок по определению, созданию и внедрению необходимых новаций, а также постоянное отслеживание изменений на рынке и внутри предприятия, конкурентоспособность продукции, исследование новых рынков – (инновационный маркетинг); 3. формирование имиджа и культуры трудовых отношений на предприятии (PR). Очевидно, что чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ, тем благоприятнее предпосылки для его успешной деятельности, тем более устойчивые позиции оно может занять в определенных сегментах рынка. Причем для поддержания конкурентоспособности ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутых результатах, важно постоянно развивать производство, идти, а чаще всего бежать вперед, только таким образом возможно удержать свои позиции и обеспечить рост конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции, работ или услуг. Однако необходимо иметь четкое представление о направлении движения и развитии основных, аспектов влияющих на эффективную деятельность предприятий. Таким образом, можно выделить основные критерии разработок или идей, оказывающих особое влияние на конкурентоспособность. Это позволяет выделить их основные свойства: научно-техническая новизна; практическая воплощенность (промышленная применимость); коммерческая реализуемость, которая в свою очередь означает, способность удовлетворить запросы потребителей; дополнительно полученная прибыль от инноваций; текучесть ключевых высококвалифицированных кадров (психологический фактор); взаимосвязь психологического климата и производительности труда. Рассмотрев существующие на данный момент работы, касающиеся повышения конкурентоспособности, по маркетингу и менеджменту таких авторов как М.Мескон, П.Друкер, Ф.Котлер, А. Томпсон и А. Стрикленд мы присоединяемся к мнению профессора, доктора эк.наук Р.А. Фатхутдинова, который приходит к выводу, что в них приводится передовой опыт зарубежных предприятий, который характерен для предприятий, уже давно функционирующих в условиях рыночных отношений. Материалы не адоптированы к российским условиям, они предназначены для условий установившихся рыночных отношений, где правит не вчера сложившаяся ситуация, а его величество конкуренция в третьем поколении, российской экономике до этого далеко. Мы являемся живыми свидетелями зарождения новых для нашей стра-ны рыночных отношений и весьма неразумно безапелляционно принимать методы и модели эффективно используемые зарубежом. Для этого необходимо сначала сформировать необходимые условия, адоптируя передовой опыт под нашу Российскую действительность, сформировать систему цивилизованных общественных взаимоотношений позволяющих создавать конкурентоспособную продукцию собственными силами. И самое главное, рассмотренные работы книги не учат логическому мышлению и технологии управления конкурентоспособностью и эффективностью, а наглядно иллюстрируют отдельные бессистемные факты из жизни процветающих западных предприятий [1]. Существующие зарубежные исследования и рекомендации зачастую не работают в наших условиях. Только со временем приходит понимание о существенном влиянии индивидуальных особенностей переходного развития каждого государства. Мы не в коем случае не отрицаем полностью западный опыт, нормы и стандарты, это было бы просто-напросто неразумно, мы лишь рекомендуем применять их как дополнительный материал, но при этом не стоит ограничиваться поверхностным отношением. Это связано с тем, что в каждой стране применяются свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям государства, а все остальные носят абстрактный характер [2]. Необходимо устанавливать особенности и главное причины и закономерности присущие отечественной экономике и «выращивать» собственные правила и методики, которые будут действовать в наших условиях, с учетом российского менталитета. Переходная экономика объективно может формироваться не путем упрощения, а на основе повышения научного уровня организации и управления, т.к. она намного сложнее, потому что административно-плановой системы уже нет, а рыночной еще нет, и отечественная экономика оказывается между небом и землей в свободном полете. На данном этапе развития, как никогда необходимы разработки по повышению конкурентоспособности и вывода из кризиса промышленных предприятий, с учетом выявленных закономерностей в реальных условиях российской действительности. В данной ситуации, по нашему мнению необходимо обратить особое внимание на разработку и внедрение нововведений, которые необходимо использовать для повышения конкурентоспособности. В случае Российской Федерации нововведениями (инновациями), является довольно значительное количество, различных законов, алгоритмов, механизмов, способов и разработок уже существующих и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой. Для отечественного производителя, не заботившегося до определенного времени о конкурентоспособности своей продукции, многое оказывается новым. Во всех случаях основными механизмами создания инноваций предполагаются финансовые инструменты, и едва ли не основным барьером является их отсутствие [3]. Однако, если посмотреть с другой стороны, кроме финансовых инструментов существует целый ряд обязательных и необходимых мероприятий, свойственных именно переходному периоду и связанных с организацией эффективного управления и работы персонала предприятия, а также отладкой механизмов инновационной политики: сбора информации о ситуации на рын-ке, выявление потребительских предпочтений, анализ деятельности предприятий конкурентов, формирование культуры труда на производстве и т.д. Все эти мероприятия требуют более организационно-управленческих, нежели финансовых инструментов. Важно понимать, что инновационный подход к повышению конкурентоспособности – это не дополнительное вливание финансовых ресурсов, а более рациональное их использование, с учетом существующего потенциала внутри предприятия, отрасли, страны. Инновации – это на наш взгляд, в первую очередь применение новшеств, не используемых до этого, или используемых не в полной мере, необходимых для развития общества и обеспечения конкурентоспособности предприятий. И на этом стоит сделать акцент, т.к. в настоящий момент мы имеем огромный опыт развития рыночных отношений в других странах, остается только адаптировать его к нашим условиям и не совершать чужих ошибок. Однако в чем могут заключатся новшества, и будет ли эффективным применение только научно-технологических разработок при слабой организации труда и заинтересованности работников предприятия, или изменения в организационно-управленческой структуре предприятия, эти вопросы необходимо рассматривать и разрабатывать более подробно. Мы считаем, что конкурентоспособными инновациями можно отнести любые преобразования связанные с выявлением и реализацией потенциальных возможностей предприятий, направленных на развитие, рост, универсализацию процессов производства, и удовлетворение спроса потребителей. Стоит отметить, фундаментальную роль в этом процессе занимают научно-технические и организационно-управленческие разработки, однако до непосредственного применения они носят характер новаций, а инновациями они становятся только после внедрения. Непременными критериями инноваций является новизна идей и их воплощение, реализация в практической деятельности в новых продуктах. Суть инновационной деятельности заключается в максимизации получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования интеллектуального потенциала [4]. Что касается инновационной политики – то это реакция на требования рынка, а в нашем случае это именно так, она затрагивает системные основы предприятия, которые требуют согласованных действий и принятия ответственных решений. Согласно этому положению более конкурентоспособным становится то предприятие, которое сумеет реализовать эти требования в конечный продукт, за счет эффективной работы механизмов инновационной политики. Таким образом, рост и развитие отечественных предприятий находится в прямой зависимости от их аналитического и изобретательного потенциала. Безусловно, в конкурентной борьбе требуются постоянные инновационные преобразования, которые не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Они затрагивают все сферы деятельности предприятий и направлены на удовлетворение потребностей общества. Кроме этого к инновационным процессам относятся преобразования научного знания в инновацию. Их можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта или модели, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании в виде инновации [5]. Этот процесс не прерывается и после внедрения новшества в производство, отслеживаются результаты и проводятся дальнейшие разработки по совершенствованию процессов. Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию, мы считаем инновационный путь наиболее приемлемым для развития и повышения конкурентоспособности отечественных производителей и реального подъема экономики РФ в целом. Такое широкое толкование инновационной деятельности по сравнению с официальной статистикой, учитывающей в основном наиболее существенные инновации, обусловлено необходимостью исследования всего комплекса научно-технологических и организационных мероприятий, проводимых на промышленных предприятиях с целью совершенствования развития производства и повышения конкурентоспособности путем нейтрализации, замедляющих и внедрение способствующих развитию факторов. Мы рассматриваем инновационные процессы как основное средство развития и роста предприятия в целом и каждого работника в отдельности, выявление и реализация научно-технического и творческого потенциала, достижения высокого качества продукции, определение и удовлетворение существующего спроса, что является основными условиями конкурентоспособности. Иными словами, дабы сузить интересующую область в процессе исследования, основное внимание мы уделяем инновационной политике предприятий и организационно-управленческой культуре, как основным инструментам повышения конкурентоспособности и уровня культуры трудовых и общественных отношений. Однако стоит отметить, что благоприятно влияют на предприятия далеко не все нововведения. Инновации всегда носят рисковый характер и к их внедрению и разработке необходимо подходить осознанно, учитывая возможность потери вложенных средств. При отлаженном механизме функционирования предприятий, руководство должно уделять особое внимание созданию системы сбора и анализа информации позволяющей определить или прогнозировать результат от внедрения новшеств, поэтому необходимо сделать правильный выбор. Информация в данном случае становится новой валютой. Правильно организованная система внутренней и внешней коммуникации будет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление. Создание такой системы является еще одним компонентом, влияющим на конкурентоспособность, ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат, возможно только имея чет-ко отлаженные механизмы принятия решений. Остается определить основные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприятия, препятствующие развитию и повышению конкурентоспособности в настоящее время, они послужат отправной точкой нашего исследования. По сути, эти проблемы являются факторами, отрицательно влияющими на деятельность предприятий, требующие в свою очередь поиска оптимальных решений. Однако эти факторы выступают своеобразными стимулами развития и являются барьером перед догматизмом и формализмом, широко распространенными у отечественных производителей, с трудом привыкающим к самостоятельности и их преодоление является основной задачей. Для начала охарактеризуем реальную повседневную ситуацию, с которой мы с вами сталкиваемся в нашей повседневной жизни. На вопрос, а что же является тормозом для успешного развития, мы отвечаем следующим образом: существует целый ряд нездоровых управленческо-культурных системных характеристик, которые подрывают эффективность функционирования отечественных предприятий. Они достались нам в наследство и в настоящее время принимают весьма уродливые формы в борьбе за выживание, руководствуясь совсем другими принципами, чем получение прибыли, повышение качества, увеличение ассортимента, развития и повышения конкурентоспособности производства. Хочется отметить, что в чистом виде эти черты встречаются уже довольно редко, просто по причине не конкурентоспособности и вымирании руководителей и предприятий, идущих по этому направлению. Многие управленцы, уже давно убедившись в необходимости преобразований, ищут новые пути развития, однако культура управления на многих промышленных предприятиях настолько закостенела, что не позволяет эффективно применять конкурентоспособные инновации существующим руководством, что в конце концов приводит к банкротству. Одной из таких нездоровых организационных черт является враждебность к переменам и людям, которые на них настаивают. Руководители, которые не ценят квалифицированных специалистов, проявляющих инициативу и выдвигающих идеи, служат тормозом на пути развития и попыток улучшить существующее положение. При всей своей компетенции они просто не в состоянии отследить всю обстановку самостоятельно. Уход от риска становится более важным для успешной карьеры, нежели предприимчивость и новаторский подход. Эта черта распространена на предприятиях с многоступенчатой иерархической структурой, которые добились значительных успехов на рынке в прошлом, однако в настоящее время эта система не работает. Еще одна нездоровая черта состоит в том, что предпочтение отдается специалистам, которые разбираются в структурах, системах, бюджетах и контроле лучше, чем в стратегиях, озарениях, вдохновенных идеях и формировании культуры. Хотя такие руководители способны удачно решать внутренние организационные вопросы, но когда их выдвигают на высокие посты, предприятие может испытать нехватку предприимчивых лидеров, необходимых для решения новых стратегических задач, что в конечном счете может отрицательно отразиться на конкурентоспособности. Особенностью неэффективных структур управления является также нежелание искать вне производства передовые методы и подходы. Предприятие добивается значительного успеха на рынке и влияния в отрасли, и руководство становится косным и надуманным. Оно ослеплено временным успехом и считает, что имеет ответы на все вопросы, способно само выработать их, что нередко предшествуют снижению эффективности работы предприятия, потому что нет ничего постоянного, особенно когда речь заходит о конкурентоспособности. Изменить существующий догматизм организационно-управленческой культуры производства, существующий на отечественных предприятиях крайне трудно из-за глубоко укоренившихся ценностей, привычек и эмоциональной тяги людей к привычному укладу. Иногда молодым руководителям удается изменить ценности и поведение небольших групп и даже целых филиалов и отделений, но лишь для того, чтобы убедиться, что через некоторое время они исчезли в результате влияния со стороны других подразделений. Взгляды и оценки большинства членов сводят на нет вновь формирующуюся культуру, и тормозят ее развитие. Руководители могут перекроить формальные организационные схемы, объявить новые стратегии, привлечь молодых специалистов со стороны, внедрить новые технологии и приступить к новым планам, но им, чаще всего, так и не удается изменить укоренившиеся культурные черты и нормы поведения в связи со скептическим отношением к нововведениям и скрытым сопротивлением изменениям в традиционных методах. Возможно с массовым приходом нового поколения в производство ситуация изменится, а пока мы имеем то, что имеем, и у нас нет времени ждать, именно сейчас необходимо принимать меры по повышению конкурентоспособности и развитию отечественного производства, а то потом будет поздно. На этом фоне существует еще целый комплекс факторов препятствующих деятельности, напрямую влияющих на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, перейдем к более конкретному их разделению и перечислению. В литературе встречается условное разделение на экономические и производственные. Однако не совсем понятно, разве производственные факторы не являются экономическими и наоборот? Мы предлагаем не усложнять ситуацию и использовать условное деление по месту возникновения на внешние и внутренние факторы. Итак, к внешним факторам, затормаживающим повышение конкурентоспособности отечественных производителей в настоящее время, можно отнести: 1. Незащищенность отечественного рынка от дешевой не качественной продукции, несовершенство законодательной базы регламентирующей свободную конкуренцию и защиту прав собственника; 2. Отсутствие единого концептуального подхода. Состояние научно-методологической базы формирования комплексной инновационной системы РФ; 3. Неспособность, несмотря на огромный научный и технический потенциал, трансформировать его в создание коммерчески привлекательных товаров (перестроится). (В свою очередь частный сектор приспосабливается к условиям существования намного быстрее, однако он в большинстве своем делает только первые шаги и имеет весьма ограниченный опыт, интеллектуальный и финансовый потенциал. Таким образом, при наличии большого количества технологий и разработок нет самого механизма продвижения разработок в производство и коммерциализации разработок); 4. Не использование в полной мере потенциала отечественных ученых и специалистов для проведения необходимых исследований. Бессистемный характер разработок; 5. Состояние отечественной промышленности (отсутствие налаженных связей и контактов); 6. Слабое развитие системы финансирования инновационной деятельности коммерческими банками и венчурными фондами. Отсутствуют стимулы к освоению новых технологий: нет системы страховых рисков возникающих при разработке и освоении; 7. Высокие административные барьеры; 8. Финансирование наукоемких технологий и инноваций в условиях рыночной экономики означает отсутствие гарантий твердого дохода, что придает ему вероятностный характер; 9. Огромное давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов, которые используют любую возможность для ограничения рыночного пространства. Мы привели самые основные, существенные и распространенные факторы, с которыми сталкивается отечественный производитель на пути повышения своей конкурентоспособности. Для примера приведем данные журнала Экономист №5, 2001г. Согласно которым основной причиной слабой конкурентоспособности отечественного производства 71% - опрошенных руководителей промышленных предприятий считают недостаток собственных средств, 27% - неприемлемые условия кредитования, 26% - недостаток инвестирования, 16% - отсутствие необходимого оборудования. Да что говорить, если за 2000 г.- 2001 г., по данным журнала “Эксперт”, с 37% до 42% увеличилась доля предприятий, вообще не осуществляющих инновационную деятельность по причине отсутствия с точки зрения респондентов необходимости в ней. Однако при проведении исследований никто не решился признаться в сво-ей личной не компетенции, низком уровне конкурентоспособности собственных организационно-управленческих решений. Практика показывает, что более 50 % информации, определяющей успех предприятия, зависит от внутренних источников, т.е. организационно-управленческий аспект играет здесь определяющую роль. Поэтому обращаем особое внимание на внутренние проблемы отечественных производителей, так же существенно влияющие на конкурентоспособность к ним мы относим: 1. Недостаточная эффективность управления инновационными процессами, отсутствие структуры и координации. Инфраструктура играет ключевую роль в функционировании инновационной системы предприятия. Она не обеспечивает движение потоков информации, знаний, технологий, рыночных потоков, осуществляющих взаимодействие с различными структурами; 2. Кадры, квалификация и профессиональная подготовка. Компетентные и опытные сотрудники бесценный ресурс предприятия. Взаимодействие и отношения между работниками в управленческом инновационном развитии предприятия, является одним из самых сложных и требующих решения фактором; 3. Слабо развита инновационная политика, маркетинг технологий. (Не умение прогнозировать, выявлять потребительские предпочтения и реагировать соответствующим образом); 4. Безнадежно устаревшее оборудование, потеря технологий; 5. Высокие издержки; 6. Низкий процент адаптации научных разработок и исследований к условиям промышленного предприятия; 7. Не рациональное сочетание прямых инноваций (текущие задачи) или оперативных и стратегических инноваций (в перспективе); 8. Слабая взаимосвязь инноваций и развития экономических систем, степени соответствия и параметров развития; 9. Длительный период окупаемости нововведений; 10. Недостаток информации о новых технологиях, полное отсутствие информации о рынках сбыта и недостаточное кооперирование и интегрирование с другими предприятиями. Основная проблема, возникающая перед руководителями, борющимися за конкурентоспособность, заключается в неумении выделить главное направление, решая текущие вопросы предприятия, они занимаются латанием дыр, что отнюдь не приводит к успешному развитию и повышению конкурентоспособности. Однако, наравне с факторами отрицательно влияющими на конкуренто-способность, в последнее время стали появляться и очевидные стимулы для роста и развития отечественного производителя в первую очередь они связаны с значительным увеличением конкуренции в связи с: появлением новых потребителей и расширения доли рынка; повышением качества продукции; разработкой и внедрением новых продуктов и услуг; снижением издержек; выходом на международные рынки; выходом на новые рынки внутри страны; инновациями в области управления и маркетинга; развитием эффективной производственной культуры; повышением спроса, ростом цен на продукцию; созданием совместных предприятий. Безусловно, еще раз хотим отметить, что инновационный подход к повышению конкурентоспособности, в первую очередь связан с риском, практика показывает, только один или два новых продукта из каждых пяти достигают объема продаж, доходы от которого позволяют покрыть расходы на его создание, а результат от организационно управленческих инноваций может сказаться только через определенное время. Однако цели оправдывают средства. В связи с этим возникает необходимость в разработке концепции по повышению конкурентоспособности отечественного производителя. Мы предлагаем свое видение этой проблемы и пути ее решения. Наш подход, направлен на выявление факторов отрицательно влияющих на развитие предприятия, разработку комплекса инновационных мероприятий направленных на нитрализацию воздействия этих факторов и повышения конкурентоспособности. В комплекс предполагается включить следующие элементы: - разработка новых количественных и качественных показателей определяющих деятельность предприятия, для эффективной диагностики развития конкурентоспособности. - адаптация инновационных решений, путем проведения маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, социологических опросов работников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление «узких мест»; - снижение уровня риска инноваций, путем сбора информации и разработки предварительных мероприятий. связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума; - анализа экономической эффективности применяемых новаций способствующих повышению конкурентоспособности производства в целом. В данном случае новаций, т.к нельзя говорить о инновации, если изделие не появилось на рынке или не используется в производственном процессе и если не получен доход от реализации продукции или услуг, или достигнута экономия производственных затрат. Разработка концепции такого подхода в первую очередь вызвана осознанием потребности разработок в данном направлении. Они заключают в себе формирование основных механизмов и инструментов, при помощи которых будет осуществляться деятельность предприятия. Результатом же предполагается реализация некоторого алгоритма, последовательности действий на основе комплексного инновационного подхода, направленная на обновление организационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. А.Гарный. Литература: 1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002 . 2. Российская газета. 12 мая 1998 . 3. Бойко И.В. Инновации №4, 2002. 4. Иванов В.П. Инновации№5, 2002. 5. Инновации №8, 2001. |